Аукцион или конкурс. Выполнение кадастровых работ для государственных и муниципальных нужд. Актуальные проблемы защиты конкурентной среды.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона №44 ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее: - Закон 44-ФЗ), Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Открытый конкурс является конкурентным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором:
- информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц (ч. 1 ст. 48 Закон N 44-ФЗ);
- к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Закона N 44-ФЗ);
- победителем признается тот, кто предложит лучшие условия исполнения контракта (ч. 3 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).

Электронный аукцион (аукцион в электронной форме) - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором торги проводятся на специальном сайте (электронной площадке), а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену контракта (ч. 4 ст. 24, ч. 1 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона №44-ФЗ, Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона №44-ФЗ, а именно:
- проведения конкурса с ограниченным участием;
- проведения двухэтапного конкурса;
- проведения аукциона в электронной форме (электронного аукциона);
- проведения запроса котировок;
- проведения запроса предложений;

По общему правилу Заказчики должны осуществлять закупки посредством именно открытого конкурса (ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). Правительство РФ вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой конкурсной документации. Типовая конкурсная документация обязательна для применения заказчиками (ч. 4 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 59 Закона 44-ФЗ, Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)», НЕ СОДЕРЖИТ в своем перечне товаров, работ и услуг такой вид работ, как - КАДАСТРОВЫЕ РАБОТЫ. Соответственно, Заказчик, при осуществлении закупки на право заключения контракта на выполнение кадастровых работ вправе, но не обязан использовать такой способ определения поставщика как - электронный аукцион.

Электронный аукцион целесообразно проводить, если Заказчику не нужно оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и т.п.), а закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок закон не позволяет. 

На практике электронный аукцион используется Заказчиками в тех случаях, когда этот способ определения поставщика прямо предписан законом или когда применить другие, более удобные для Заказчика способы невозможно из-за существующих ограничений.  

Согласно ч.1 ст. 29 Федерального закона № 221 ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» (далее – : «Закон о кадастре»), кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее - квалификационный аттестат). 

Согласно ч. 1 ст. 31 Закона о кадастре, кадастровый инженер может выбрать следующие формы организации своей кадастровой деятельности:

-в качестве индивидуального предпринимателя;
-в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом. 

Таким образом, кадастровый инженер, имеет право по своему усмотрению выбрать форму деятельности, либо в качестве физического лица, либо в качестве работника юридического лица.

Закон 44-ФЗ не предусматривает ограничения на участие в закупках физических лиц, в том числе в качестве индивидуальных предпринимателей.

Учитывая изложенное, к недостаткам электронного аукциона относятся: 

-риск нарушения процедуры проведения аукциона из-за возникновения технических сбоев на электронной площадке по не зависящим от заказчика причинам; 
-более продолжительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений, закупкой у единственного поставщика;
-существенный риск возникновения претензий в связи с ошибками в ходе процедуры из-за ее сложности и многоэтапности;
-невозможность гарантировать заключение контракта с участником, предлагающим товары (работы, услуги) нужного (оптимального) качества, так как заявки участников оцениваются только по цене.

При выборе открытого конкурса в качестве способа определения поставщика для проведения кадастровых работ существует ряд преимуществ:
-при выборе победителя помимо предложенной участниками цены учитываются и иные критерии, в том числе: наличие опыта в сфере кадастровой деятельности, возможность проверки кадастрового инженера на наличие дисквалификаций и количество отказов во время осуществления им кадастровой деятельности, наличие
необходимого оборудования и программного обеспечения для надлежащего исполнения кадастровых работ, возможность привлечь в качестве подрядчика – юридическое лицо, в штате которого имеется минимум два кадастрового инженера, как того требует Закон о кадастре. 
- часть функций по организации и проведению закупки (например, подготовка документации, размещение информации в единой информационной системе (ЕИС) (на официальном сайте)) может быть передана специализированной организации;  
- отсутствуют риски возникновения технических сбоев на электронной площадке. 

Исходя из вышеизложенного, при проведении закупок на право заключения контракта на выполнения кадастровых работ в отношении объектов недвижимого имущества находящегося в федеральной собственности, целесообразно использовать способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством проведения открытого конкурса, поскольку данный способ предоставляет возможность оценить подрядчика не только по предложенной конкурентно низкой цене, но и установить дополнительные, в том числе качественные, требования как с самому подрядчику, так и к выполняемым работам.

 

Автор: Соклаков Сергей Александрович

Руководитель Группы компаний "Geo-Lex".



Возврат к списку

8 (800) 500 44 46

info@geo-lex.ru